НАШИ СТАТЬИ

Товары из Китая - общее предложение от группы компаний "Бизнес Азия"
...большинство русских людей, относятся к этому халатн...

Зачем Китаю российская нефть?
...Знакомясь с этими цифрами и «слушая» информационный ...

Размещение заказа на фабрике в Китае
С фабрикой, где нас попытались кинуть с размером экран...

Ещё попытка выбрать поставщика (2007 г.). Обман в Китае - вариант 2
... Приносят три образца, упакованных в оригинальные ко...

Как обманывают в Китае - вариант 1
Проходит несколько дней, а от поставщика никаких новостей....

Китайская фабрика на коленках (2007 год)
...Ругнувшись пару раз про себя и недоумевая, мол, ну как...

Разница между русскими и китайцами
В этом году почти 30 000 долларов были украдены в Китае у ...

Товары из Китая - кратко о пользе аутсорсинга
У любого серьёзного бизнеса есть интерес в значительн...

Товары из Китая и три важных момента при организации импорта
Сейчас мы видим большой спрос на китайские товары. За п...

Товары из Китая - на что мы обращаем внимание
Сейчас все актуальнее становятся грузоперевозки из Ки...

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Зачем Китаю российская нефть?

В 1977 году в ЦРУ США был подготовлен доклад о состоянии нефтехимической промышленности Советского Союза. В то время в США понимали, что нефть – основной источник жизни идеологического врага, и уделяли этому вопросу немало времени. Упомянутый доклад содержал в себе карту с планами советских нефтепроводов. На карте пунктирной линией был отмечен планируемый к возведению восточный нефтепровод - канал экспорта советской нефти в страны тихоокеанского региона.

В конце 1999 года, будучи главой нефтяной компании ЮКОС, Михаил Ходорковский сделал первый ощутимый шаг, добившись значимых результатов в организации продажи российской нефти в Китай. В переговорах с руководством Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации он достиг соглашения о начале совместных разработок проекта строительства нефтепровода с востока России на север Китая. Июль 2001 года ознаменовался подписанием уже межправительственного соглашения о совместных действиях в этом направлении.

27 сентября 2010 года завершилось строительство ответвления, соединяющего трубопровод ВСТО с Китаем. Уже 1 января 2011 года нефтепровод введён в эксплуатацию, и по нему начата перекачка нефти. Так с началом нового десятилетия Россия прочно и надолго связала себя с Китаем обязательствами по поставкам чёрного золота. Планы советского правительства были реализованы.

А что Китай? Какие планы Поднебесной были реализованы с запуском сухопутного маршрута импорта российской нефти? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим географическую структуру проекта нефтепровода с его китайской стороны.

Из трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» нефть попадает в Китай по ответвлению через приграничные города Сковородино с российской стороны и город Мохэ с китайской. Примечательно то, что ещё на переговорах с ЮКОСом в конце девяностых годов прошлого века китайцы ставили целью доведение российской нефти до города Дацин, который находится на юге провинции Хэйлунцзян. И на начало февраля 2001 г. два миллиона тонн нефти прошли по пути от Сковородино через Мохэ на территорию Китая. А далее через 13 городов, районов и уездов провинции Хэйлунцзян и автономного района Внутренняя Монголия нефть доходит до города Дацин.

А дальше самое интересное и известное только тем, кто внимательно следит за китайской экономикой и понимает то, как строят свою жизнь и свою страну китайцы.

Ещё в октябре 2009 года силами Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (той самой, с которой в 1999 году вёл переговоры Ходорковский) Китай начал ремонт и расширение нефтепровода на 220-километровом участке Синьмяо – Чуйян на северо-западе провинции Цзилинь. И этот участок в конце декабря прошлого года введён в эксплуатацию в городском округе Сунъюань, который соседствует с юга с округом Дацин. Именно таким образом Российско-Китайский нефтепровод оказался подключенным к трубопроводной сети и нефтеперерабатывающим комплексам Северо-Восточного Китая.

Казалось бы, вот она - цель китайского правительства, известная американским разведчикам ещё в семидесятых годах прошлого века. Цель, которая достигнута и материализована первыми кубометрами нефти, прошедшими по трубопроводу из Сковородино в Мохэ. Нефть с российских месторождений питает кровеносную систему могущественного Китая.

Но наивно тешить себя иллюзиями, что российская нефть чрезвычайно необходима для китайской экономики, которая так сильно нуждается в наших ресурсах из-за неимоверно растущего внутреннего потребления. Да, потребление сильно растёт из года в год. Да, российские ресурсы востребованы в Китае издавна. Давайте не будем обращать внимание на экономику российской части этой двадцатилетней сделки по поставке нефти в Китай и спрашивать себя, выгодно это нам или нет. Просто спросим себя о том, какая выгода от этого Китаю? И почему трубопровод подвели к городу Дацин?

А факты говорят следующее.

Именно Дацин был в 1959 году основан как город нефтяников, который очень скоро вырос в одну из самых значимых нефтедобывающих баз китайского государства. На сегодняшний день нефтяные запасы Дацинского месторождения разведаны и доказаны в объёме 6,5 млрд. тонн. Объёмы запасов природного газа - 120 млрд. кубометров.

Дацин быстро стал и по сей день остаётся самым главным производителем нефти Китая. Объёмы добытой за сорок лет эксплуатации месторождения нефти - почти 2 млрд. тонн. Каждый сотый юань в государственной казне Китая пришёл из Дациня.

Но за последние годы именно с дацинской нефтяной индустрией происходят интересные события. До 2000 года объёмы добычи нефти в Дацинских месторождениях Китая постоянно росли и к 2002-му году составляли 50 млн. тонн в год.

Для сравнения: годовой объём добычи нефти в ОАО «Тюменнефтегаз» по итогам 2008 года составил 1,2 млн. тонн нефти, ОАО «ТНК-Нягань» - 5,9 млн. тонн нефти.

Однако, начиная с 2003 года, добыча нефти в Дацине стала сокращаться и сегодня составляет 30 млн. тонн в год. Сокращение произошло на 20 млн. тонн в год. Здесь уместно вспомнить, что проектная мощность введённого в 2011 году в эксплуатацию нефтепровода «Россия-Китай» составляет 15 млн. тонн в год.

Знакомясь с этими цифрами и «слушая» информационный фон мировой прессы, невольно задаёшься вопросом - как же можно настолько снижать объёмы добычи нефти? Ведь внутренний рынок нуждается в ней так сильно, что правительство даже тратит деньги на строительство нефтепровода из России и закуп российской нефти? Есть же своя, "бесплатная", зачем же покупать чужую?

Причина в стратегической мысли и дальновидности китайского правительства, да и в принципе не только правительства. Китайцы склонны к бережливости, особенно в том, что касается экономики в целом, и бизнеса, и денег в частности. Они всегда стараются сберечь самое ценное и, конечно, не полагаются на русский "авось". В своём бизнесе больше ценят связи, которые помогают зарабатывать деньги, а не сами деньги. В повседневной жизни - впечатления, которые придают жизни вкус. А в государственной экономике - ресурсы, на которые эта экономика опирается.

Объёмы добычи на Дацинском месторождении сокращены решением правительства с целью сохранения запасов для будущих поколений. С целью поддержания и сохранения окружающей среды. С целью стимулирования экономики региона к диверсификации.

За последние пять лет в Дацине выросла сельскохозяйственная промышленность и молокопроизводство. Разрослись нефтеперерабатывающая и высокотехнологичная электронная индустрии. Но особенно показательно то, что китайские нефтяники сегодня успешно предлагают свои услуги и свой опыт на мировом рынке.

Сократив почти вдвое добычу собственной нефти, китайцы стали покупать не только нашу. Ещё в 2005 году Дацинская нефтяная компания купила у английской SOCO права на разведку и разработку нефтяных месторождений в Монголии. В том же году инвестиции были окуплены.

Свои совершенные и современные технологии нефтедобычи Китай стал продавать другим странам. Доходы Дацинской нефтяной компании только от работ в Казахстане, Венесуэле, Иране и Индонезии в 2010 году превысили полтора миллиарда юаней. Теперь они зарабатывают деньги, не выкачивая нефть из своей земли и не разрушая её природных красот.

И всё это под совершенно искренним лозунгом "Сохраним Землю для своих детей". Почему я сказал "искренним"? Потому что в Китае об этом не только говорят и активно пропагандируют в СМИ, но и делают реальные шаги. Китайцы осознают, что нанесли большой урон своей природе. И теперь планомерно исправляют содеянное. Строительство и запуск нефтепровода из России наглядный для нас тому пример.


С уважением, Алексей Романенко


Возврат к списку

 >> в архив статей
Добавить в:

© Asia-Biz.ru, 2007-2011
Разработка сайта — SmartEffect Web Studio.